Античная философия (6 в. д.н.э. - 5 в.)
Фалес
материалист. Все появилось из воды. "Познай самого себя"
Пифагор
идеалист. В основе всего - числа. Теория о бессмертии души и переселении душ. Противник демократии.
Гераклид
материалист. Основоположник объективной диалектики (развитие природы и окружающего мира). "В одну реку нельзя войти дважды". Все течет, находится в движении. В основе всего - огонь. Параллельные миры, идея того, что Земля движется вокруг своей оси.
Зенон
антогонист Гераклида. Движение невозможно из-за бесконечного деления. Ахилл никогда не догонит черепаху.
Левкипп и Демокрит
материалисты. Атомизм: все состоит из неделимых атомов. Их разновидности бесконечны. Они находятся в постоянном движении.
Софисты
Субъективная диалектика. Умение рассуждать и доказать любую точку зрения в зависимости от обстоятельств. Относительность всех ценностей знаний и т.д. "Человек - есть мера всех вещей". Что хорошо одному, то плохо другому. Нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого.
Рогатый: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».
Сократ
Невозможность познания мира. Философия должна познавать человека. "Я знаю, что я ничего не знаю". Противник демократии. Власть - лучшим. Истина доступна только мудрецам. Добродетель - основной ориентир.
Платон
Ученик Сократа. Основоположник объективного идеализма. Основа мира - идеи. Вне наших чувств существует невидимый мир духов, эйдосов, то есть идеи исходят не от человека. Дерево умирает, но идея дерева остается.
Изложил коммунистическую дактрину. Уничтожение частной собственности, общность жен и детей. Воспитание детей государством вне семьи. Три сословия: купцы (ремесленники, земледельцы), воины (стражи) и правители (философы). Монархия и Аристократия - правильные формы гос. устройства. Остальные - искаженные.
"человек" - животное на двух ногах, без перьев. Первым изложил идею того, что закон в государстве должен быть превыше всего.
Аристотель
Ученик Платона. "Человек - политическое животное". Монархия и Аристократия - правильные формы правления. Полития - идеал (правит средний класс с достатком). Не исключал частную собственность для воинов и правителей! Варвары и рабы не могут быть гражданами. Мнение одного из спорящих долно быть ошибочным.
Диоген
Отвергал все планы цивилизации. Добродетель видел в отказе от всех благ.
Эпикур
Благо - наслаждение. Цель человека - в получении наслаждения. Девиз: "Живи уединенно". "Человек не имеет к смерти никакого отношения: когда мы есть - ее нет, когда она есть - нас уже нет".
Стоицизм
Свобода воли только если человек живет в согласии с природой. Мир - живой организм. Последователи: Сенека, Марк Аврелий.
Философия средневековья (5-14 вв)
Во многом служит теологии.
Августин Аврелий Блаженный
"О граде Божием" - главное сочинение. Опровергал, что христианство погубило Рим. "Град замной" и "град божий" - две общности в развитии человека. 1 - царство греха, дьявола. 2 - основано на любви к богу. В настоящем олни перемешаны. Доказывал превосходство земной власти над светской.
Фома Аквинский
Бог - воплощение абсолютного блага. Человек - единение души и тела и существо общественное. Ставил церковь выше государства. Естественный закон в сердце каждого человека. Цель государства - достижение общего блага: поддерживать порядок, способствовать экономическому развитию, не допускать ни бедности, ни чрезмерного обогащения.
Сторонник монархии, но народ может свергнуть тирана. Основоположник томизма, официальной доктрины католиков.
Философия Эпохи Возрождения (14-16 вв.)
Гумманичтическое мировоззрение, вера в безграничные возможности человека, освобождение от религиозных оков, оптимизм. Рассцвет искусств. Упадок морали, инквизиция.
Никкола Макиавелли
Сторонник республиканского правления. Свобода лишь там, где развита гражданская ответственность. Идеал - римская империя. "Государь" ("Князь") - главное произведение. Оценивать правителей нужно не с точки зрения морали, а с точки зрения достигнутых целей. Макиавеллизм - неразборчивость в средствах для достижения цели. Призывал перейти от наемнической армии к набору по призыву. Государь должен совмещать в себе качества льва и лисицы.
Томас Мор
Родоначальник утопического социализма. Убежденный католик, не признавал короля как главу церкви. "О новом острове Утопии" - главное произведение. Там описал идеальное коммунистическое общество. Нет частной собственности, все общее, все заняты коллективным трудом, все религии терпимы (атеизм запрещен), равноправие мужчин и женщин. Рабы - военнопленные и преступники.
Джордано Бруно
природа - "бог в вещах".
Западно-европейская философия (17-18 вв)
Капитализм. Начнуая и промышленная революция.
Френсис Бэкон
рационалист. "Знание - сила". Источник знания - опыт. Основоположник современной научной методологии. Цель науки - возможность человека овладеть силами природы. Бог не запрещает этого, но запрещает познание добра и зла.
Томас Гоббс
Учение об общественном договоре. Отверг представление о том, что государство было всегда (оно не создано богом). Но человек передал государству все свои права. Сначала представлял общество как "война всех против всех". "Человек человеку - волк". Война - естественное состояние человеческого рода. Сторонник монархии. "Левиафан" - главное сочинение.
Рене Декарт
"Я мыслю, следовательно, я существую". Протяженная и мыслящие субстанции в человеке существуют независимо.
Бенедикт Спиноза
В мире нет случайностей. Детерменизм (все о воле судьбы).
Джон Локк
Автор эмперической теории познания. Развил теорию общественного договора. Теория и практика либерализма. Предполагал, что люди отдают государству только часть своих прав. Ве ради эффективной защиты прав! Сторонник конституционной монархии. Принцип разделения властей. Народ - носитель суверенитета и имеет право свергнуть правительство.
Джон Берли
Субъективный идеализм. Мир - комбинация чувственных качеств. Мир идей может быть только внутри мыслящего. Достоверны только ощущения.
Давид Юм
агностик (отрицает познание). Крайний скептицизм. Опыт - не достоверное знание, а человек не может познать причин.
Эпоха Просвещения
решающая роль науки и разума в развитии общества. Источник несчастий - невежество и религиозный фанатизм. за свободу и равенство. Локк, Вольтер, Монтескье (принцип разделения властей), Руссо, Дидро, Лессинг, гете, Джеферсон, Радищев.
Вольтер
Духовная подготовка к революции. На смену деспотизму придет царство разума и свободы.
Руссо
Радикальное крыло просвещения. Сначала люди жили как звери, но потом появились институты: семья. государство и т.д.
1. Дикость
2. Цивилизация
Противник цивилизации, так как цивилизация порождает неравенство, уничтожает свободу. Призывал свергнуть тирана и заключить новый общественный договор.
Немецкая классическая философия
Кант
Агностик, скептик. "Критика чистого разума" - основная работа. Каждый человек относится к себе и к другому человеку только как к цели, никогда как к средству. Вещь в себе познается как явление.
Фихте
Идеалистическая теория познания. Оказал на него влияние Кант.
Шеллинг
Обобщил достижения естествознания. Природа - космический организм с мировой душой. Натурфилософия (автор Сенека). Степень приближения человека к правовому устройству - основной критерий прогресса.
Гегель
Объективный идеализм. Диалектический подход. Законы диалектики.
Выделял 4 этапа истории: Восточный Мир, Греческий Мир, Римский Мир, Германский Мир. Считал, что немецкий народ - носитель прогресса. Так как право каается каждого человека, каждый человек должен его знать.
Западно-европейская философия (19-20 вв.)
Конт
Основоположник позитивизма. Позитивные знания могут дать только конкретные науки. Считал, что стремиться нужно к позитивным знаниям. Различал три стадии развития общества:
1. Теологическая (религиозное объяснение всем явлениям)
2. Метофизическая (сверхъестественные факторы уступают место естественным)
3. Позитивная (научная стадия)
Основоположник социологии (наука об обществе). Иерархия наук: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология
Социология делал на соц. статику (изучение устойчивого состояния общества) и соц. динамику (изучение развития общества). Считал задачей выработать принципы рациональной организации общества, дать позитивную мораль.
Спенсер
Представитель позитивизма. Органическая школа философии. Считал, что в обществе действует Дарвинский принцип естественного отбора. Социальное развитие подчинено закону выживания. Выделял два типа общества:
1. военное (сотрудничество имеет принудительный характер)
2. промышленное (добровольное сотрудничество)
Считал, что когда служение обществу станет вызываться личностными потребностями - будет третий тип.
Ницше
Философия жизни. Призывал изучать саму жизнь в качестве первичной реальности. Основал культ сверхчеловека (в которого должен эволюционировать человек), белокурой бестии, приход Антихриста. Стимул - воля к власти, которая не связана нормами морали, которая является проявлением борьбы за выживание. Предшественник нацизма. "Воля к власти", "По ту сторону добра и зла", "Так говорил Заратустра" - главные сочинения. "Падающего толкни" - афоризм.
Виндельбанд и Риккерт
Антинатурализм. Учение о ценностях. Высшие: благо, истина, красота, святость - носят надыисторический характер.
Антинатурализм: природа и общество по разным закономерностям. Не может быть одинаковой методологии.
Натурализм: развитие природы и общества по схожим принципам. Их изучение должно основываться на схожих принципах.
Фрейд
Психолог и психиатор. Разработал психоанализ. Важнейшее место в анализе личности нужно отдавать бессознательному (первый обратил внимание на бессознательну. сферу). Основной источник неврозов - вытеснение из сознания непреемлемых для него влечений. Рисует следующую структуру личности:
1. Бессознательное оно - область влечений
2. Сознательное я - сдерживает импульсы оно
3. сверхъя - область социальных норм
Теория индустриального общества (середина 20-ого века)
Арон Ростоу
Видел социальный прогресс в переходе от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация: традиционное общество, индустриальное, модернизация (соединяет их).
Джвижующая сила перехода - технический прогресс. Главные критерии строя: уровень развитости промышленного производство товаров массового потребления длительного пользования. Различал 5 стадий:
1. Традиционное общество
2. Переходное общество
3. "Сдвиг" или "взлет" (промышленная и политическая революции)
4. Зрелость
5. Эра высокого уровня массового потребления (сфера услуг и производство товаров - основные секторы экономики).
Теория постындустриального общества (вторая половина 20 века)
Белл, Тоффлер, Туренг, Бжезинский
Тоффлер различал 3 стадии в обществе:
1. Доиндустриальное общество (ведущая сфера - с/х)
2. Индустриальное общество: капитализм&социализм (промышленность)
3. Постындустриальное общество: электронное, технологическое, информационное (сфера услуг, наука и образование)
Социалистическая философия (19-20 вв.)
Утопический социализм:
Призывали к мирному переустройству общества на коллективных началах. Противники револбций, источник социального прогресса - не классовая борьба или рабочий класс, а нравственные и религиозные идеи. Отличие от марксизма: мир преобразуют идеи.
Сенсимон
Выдлял следующие ступени:
1. первобытное идолопоклонство
2. рабство
3. феодализм
4. промышленная система (приходит, когда возникает научное мировоззрение, позитивное мышление)
Общество превращается во всеобщую ассоциацию, труд обязателен, государственное планирование производства, уничтожаются национальные границы. Капиталисты: предприятия в их собственности, но они действуют в интересах государства. гармония интересов, все люди - братья.
Роберт Оуэн
Был сторонником коллективных предприятий, которые в итоге должны были одолеть частные в конкурентной борьбе. Пытался создать коммунистические колонии в Англии и США, но неудачно.
Фурье
Выделял следующие стадии:
1. Первобытный эдемизм
2. Дикость
3. Варварство
4. Цивилизация
5. Ассоциация, гармония - будущее
Частная собственность сохраняется, но господствующее положение - коллективному хозяйству. Стирается грань между городами и деревней. Учнитожается разделение труда.
Марксизм:
Карл Маркс
Думал, что вскрыл закономерности общественного развития, действия которых неизбежно ведут к победе социализма. Создатель концепции формаций, учений о классовой борьбе, теории прибавочной стоимости. "Капитал", "Манифест коммунистической партии" - основные произведения. Движущая сила истории - материальное производство. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые нарушают баланс сил и приводят к революциям. Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.
Энгельс
Друг Маркса. Популяризатор его идей. "Труд сделал из обезбяны человека".
Ленин
Основоположник большевистской партии. Автор учения о революционной маркс. партии. как авангарде пролетариата.
"Что делать?", "Империализм как высшая стадия капитализма" - основные работы. Основные идеи:
- коммунистическая партия должна не ждать осуществления предсказаний Маркса, а осуществить их самостоятельно
- не существует общечеловеческой морали, а есть только классовая мораль
- революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Маркс
- империализм - высшая стадия капитализма. Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических
стран в эпоху империализма.
- тактически успех революции зависит от быстрого захвата коммуникаций
- до построения коммунизма необходим промежуточный этап — социализм. При социализме нет эксплуатации, но ещё нет изобилия материальных благ, позволяющего удовлетворить любые потребности всех членов общества.
Сталин
2 тезиса:
- неизбежность победы социализма в одной отдельноевзятой стране
- обострение классовой борьбы по мере приближения к социализму (обоснование репрессий)
Антонио Грамши
Основатель итальяснкой компартии. Исторический процесс - поле возможностей, между которыми человек делает свой выбор.
Ревизионизм
Эдуард Бермштейн
Намец, основатель теории. Начал как марксист, но потом объявил марксизм устаревшей теорией. Подверг пересмотру основные положения.
Нет классовой борьбы. диктатуре пролетариата, обнищания рабочего класса. Заявил, что пролетариат должен добиваться своих целей путем реформ. Социализм не достигаем.
"Цель - ничто, движение - все".
Русская философия
Илларион
Киевский священник. "Слово о законе и благодати" - основное произведение. Величие и независимость русской земли, воздает похвалы "крестителю" и Ярославу Мудрому.
Филофей
Псков. "Москва - третий Рим" в письмах Василию III (1505-1533 гг.). Москва - наследница древнего Рима и Византии + четвертому Риму не быть.
Феофан Прокопович
Сподвижник Петра I. Вице-президент священного синода. Поддерживал царя. "Слово о власти и чести царской" и "Правда воли монашей" - главные произведения. Идеологически обосновывал реформы, доказал преимущества абсолютной монархии+духовная власть должна быть подчинена светской.
Чаадаев
Писал философские письма. Утверждал, что религиозное обособление России привело ее к культурной изоляции от Востока и Запада, она ее не затронула всемирным воспитанием человеческого рода. "История ее мрачна, а будущее сомнительно". Первая попытка осмыслить место России в мире.
Славянофилы
Русские националисты. России - свой путь развития. Запад - эгоистичен и рассчитан. Православная вера и христианская община - основные институты.
Деятельность Петра I отрицательно, он свернул Россию с ее исторического пути. Идеализация Московской Руси (допетровской).
Призывали отменить крепостное право, ввести демократические своьоды. Отвергали парламент демократии: она ведет к хаосу и революции. Альтернатива: земские соборы как совещательный орган.
Сподвижники: Хомяков, братья Киреевские, Сергей Оксаков, его сыновья Константин и Иван, Тютчев, Даль, Самарин, Языков.
Западники
Доказывали, что для России нет особых путей развития. Россия должна идти по пути Западных Цивилизаций. Сторонники: Тургенев, Боткин, Грановский, Корш, Сатин, Чичерин. цели:
1. Герцен, Огарев: социализм
2. Грановский: либеральное правовое государство
Владимир Соловьев
Автор концепции всеединства. Истинное знание возможно только как синтез рационального (наука), эмперического (опыт) и мистического (религия). Вывод единства политики, философии и религии.
Теория богочеловека, на практик е- теократическое государство. Задача России : снять противоречия между Востоком и Западом.
Владимир Вернадский
"Учение о биосфере как о едином живом веществе и ее эволюция в ноосферу - мыслящую оболочку Земли" Гречекое "нус" - "разум".
Евразийство (русская послереволюционная эмиграция)
Полагали, что Россия - особый среднйи материк между Европой и Азией, воплощающий особый тип культуры. Ее интересы всегда противоположны интересам Запада.
Высутпали за сильную власть, многие прониклись симпатией к советскому режиму. Сподвижники: Трубцкой, Савицкий, Фроловский, сын Вернадского.
Философия истории
Исторический круговорот
Общество в своем развитии проходит одни и те же стадии, возвращаясь в исходное положение.
Викко полагал, что все народы проходят по одним и тем же циклам в три эпохи (божественная, героическая, человеческая). Конец каждого цикла: кризис и распад общества.
Сподвижники: Платон, Аристотель, Викко.
Исторический регресс
Сначала Золотой век (люди жили беспечно), потом Серебряный (упадок морали), современная ему эпоха - Железный век (царят зло и насилие).
Сподвижник: Гесиод.
Исторический прогресс
Общество идет исключительно прогрессивным путем. Сподвижники: Тюрго и Кондорсе.
Кондорсе считал, что история - непрерывный переход от первой эпохи к другой. Основа движения - прогресс человеческого разума, то есть знания прибавляются, а не ум.
Гегель
Всемирная история - прогресс абсолютного духа во времени.
Маркс
Концепция поступательного развития человеческого общества. Но его двигатель истории - материальный фактор: конфликт производительных сил и производственных отношений принимает форму классовой борьбы.
теория общественно-экономических формацийю Формация - исторически определенный тип общества, представляющий ступень в его развитии. В основе - базис из производственных сил, ему соответствует соответствующая политическая, юридическая и идеологическая надстройка.
Сначала разобьются все производственные силы - потом погибает формация. 5 формаций:
- первобытно-общинный строй (коллективная собственность, коллективный труд, ранвое распределение)
- классовые формации:
1. рабовладельческая (рабы - говорящие орудия труда)
2. феодализм (основан на социальном неравенстве, натуральном хозяйстве, прикреплении крестьян к земле или к личности своих господ)
3. капитализм (база - частная собственность и характеризуется непримирением между буржуазией и рабочим классом)
4. коммунизм (общество, где преобладает общественная собственность, где нет места эксплуатации)
4а. переходная, социалистическая
4б. завершающая, коммунистическая (изобилие материальных благ и нет классов)
Цивилизационный подход
История человечества - прогресс смены цивилизаций. Могут меняться и возникать новые. Ф основе формаций - экономический признак, в основе цивилизаций - культурно-ценностный.
Цивилизация - образ жизни, система ценностей, присущая определенной эпохе данного народа или группе народов. Человек - миницивилизация. Цивилизация пришла на смену варварству.
Данилевский
10 цивилизаций. Единой Всемирной Истории нет.
Шпенглер
8 культур. Каждая культура живет около 1000 лет, а когда умирает - превращается в цивилизацию. Переход его творчества к бесплодию.
Тойнби
5 цивилизаций. Они делились на 21 мелкую цивилизацию. Цивилизация возникает в результате вызова, который бросают природа и исторической общества, на который она дает ответ.
Эта схема применима к любому человеку. История - кругооборот сменяющих друг друга локальных цивилизаций. В будущем возможно слияние цивилизация на религиозной основе. /MORE]
а ты правда веришь, что это все?((
еще постындустриальное, потом социалистические идеи, а потом только Марксизм...
=))